О школе Обучение Наша жизнь Робототехника

Учителя открывают дверь. Входишь ты сам.

ПРОГРАММА

«ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА — СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ»

Победитель конкурса грантов
Президента Российской Федерации
Распоряжение  от 2 марта 2011 года №127-рп «Об обеспечении в 2010 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества»

Untitled

Задача инновационного развития экономики требует соответствующего развития образовательной среды, в том числе развития детского технического творчества. Одной из наиболее иннновационных областей в сфере детского технического творчества является образовательная робототехника, которая объединяет классические подходы к изучению основ техники и современные направления: информационное моделирование, программирование, информационно-коммуникационные технологии.

В марийском образовании в последние годы сложились тенденции способствующие обеспечению качественных образовательных услуг в такой инновационной сфере, как робототехника и информационные технологии. Проект призван поддержать, возникшую в педагогической среде республики, инициативу в области образовательной робототехники и направлен на дальнейшее широкое внедрение инновационных образовательных технологий в области робототехники, информатики и программирования в образовании республики Марий Эл. Проект предусматривает совершенствование методических подходов преподавания робототехники для школьников, организацию и проведение обучающих научно-практических семинаров, мастер-классов для педагогов республики по использованию робототехнических учебных лабораторий в образовательном процессе; организацию и проведение республиканских состязаний по робототехнике, методическое сопровождение педагогов на сайте компьютерной школы по использованию робототехнических образовательных технологий, организацию виртуального клуба педагогов робототехники.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ.

Серьезной проблемой российского образования в целом и республики в частности является существенное ослабление естественно-научной и технической составляющей школьного образования. Среди молодежи популярность инженерных профессий падает с каждым годом. Усилия, которые предпринимает государство дают неплохой результат на ступенях среднего и высшего образования. Для эффективной работы в профессиональном образовании необходима популяризация и углубленное изучение естественно-технических дисциплин начиная с общеобразовательной школы. На парламентских слушаниях 12 мая 2011 года в Госдуме РФ на тему «Развитие инженерного образования и его роль в технологической модернизации России» подчеркнута необходимость приемственности инженерного образования на разных ступенях обучения, важность пропедевтики технического творчества в школьном образовании. К сожалению, современное школьное образование, с перегруженными учебными программами и жесткими нормативами, не в состоянии продвигать полноценную работу по формированию инженерного мышления и развивать детское техническое творчество. Учителя жалуются, что количество отведенных по программе часов не всегда хватает для полноценного узучения учебного материала. В таких условиях реализовать задачу формирования у детей навыков технического творчества крайне затруднительно. Гораздо больше возможностей в этом направлении у дополнительного образования. Тем неменее, имея давние традиции, дополнительное техническое образование с различными техническими кружками (авто и авиамоделирование, судостроение и т.д.), достаточно сложно перестраивается в новых условиях значительного скачка научно-технического прогресса. Материальная база и учебные программы многих станций юнных техников морально и физически устарела. Современнные дети, для которых iPad, iPhone, Playstation и другие продукты IT-индустриии — реальная жизнь, с трудом проникаются интересом к центрам технического творчества дополнительного образования с оборудованием прошлого века. Необходимо создавать новую базу, внедрять новые образовательные технологии. Одним из таких перспективных направление является – образовательная робототехника.

Робототехника вошла в мир в 60-е годы как одно из передовых направлений машиностроения. Ее фундаментом были механика и вычислительная техника, электроника и энергетика, измерительная техника, теория управления и многие другие научные и технические дисциплины. В начале XXI века робототехника и мехатроника пронизывают все без исключения сферы экономики. Высокопрофессиональные специалисты, обладающие знаниями в этой области, необычайно востребованы. Готовить таких специалистов, с учетом постоянного роста объемов информации, необходимо со школьной скамьи.

Уникальность образовательной робототехники заключается в возможности объединить конструирование и программирование в одном курсе, что способствует интегрированию преподавания информатики, математики, физики, черчения, естественных наук с развитием инженерного мышления через техническое творчество. Техническое творчество — мощный инструмент синтеза знаний, закладывающий прочные основы системного мышления. Таким образом, инженерное творчество и лабораторные исследования — многогранная деятельность, которая должна стать составной частью повседневной жизни каждого современного школьника.

Высшие и средние технические учерждения республике Марий Эл в последние годы испытывают недостаток в инженерно-ориентированных абитуриентах (в республике имеется два утиверситета: классический и технический, три техникума, два колледжа с технической направленностью). С другой стороны, рост промышленности республики, ведущие отрасли которой машиностроение и металлообработка, сдерживается нехваткой технических специалистов на рынке труда, причем не только инженерного уровня, но и рабочих специальностей. Современная промышленность – это, в первую очередь, автоматизация процессов производства. Поэтому закладывать начальные знания и навыки в области автоматизации, робототехники, мехатроники, а главное, привлекать талантливых детей, формировать у них основы технического мышления, знакомить с приемами технического творчества – вот актуальные направления дополнительного технического образования на современном этапе. Для достижения высоких результатов в экономике республики мы должны заложить кадровый фундамент уже на ранних этапах образования. Тем более, что есть накопленный опыт, высокопрофессиональные педагогические кадры, а самое главное, талантливые дети, с которыми надо заниматься.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Целью Проекта является укрепление престижа инженерных профессий в глазах детей и молодежи, формирование у ее участников широкого спектра знаний и навыков в области научно-технического образования. Проект направлен на выявление, отбор, обучение талантливых детей и подростков в области технического творчества и робототехники, что способствует фомированию приемственности в области технического образования между общеобразовательной школой, профессиональными ступенями обучения и инновационными отраслями народного хозяйства, такими как промышленная автоматизация, военно-промышленный комплекс, машиностроение, приборостроение, интеллектуальные устройства. Представители вузов, промышленных предприятий, бизнеса и науки получат возможность отбора лучших потенциальных кандидатов, перспективных молодых специалистов, обладающих необходимой технической подготовкой и навыками для ее практической реализации. Целью Проекта является развитие системы обеспечения качества дополнительных образовательных услуг в сфере информационных технологий; обеспечение инновационного характера развития сферы научно-технического образования в Республике Марий Эл, ее включенности в национальную инновационную систему; обеспечение социальных эффектов образования как факторов роста конкурентоспособности личности, общества, республики.

Задачи:

1. Создание ресурсно-методического центра «Образовательная робототехника» на базе ОАНО «Инфосфера» для совершенствования содержания и педагогических технологий инженерно-технического образования для школьников и студентов; обеспечения подготовки и переподготовки педагогов в области образовательной робототехники; проведения мастер-классов, семинаров, конференций.

2. Создание сети кружков робототехники в школах города Йошкар-Олы и республики Марий Эл в рамках дополнительного образования, с целью организации условий развития технического творчества и формирования начальных навыков инженерного мышления среди детей и молодежи.

3. Проведение единого круглогодичного цикла молодежных инженерно-технических соревнований в сфере высоких технологий.

4. Организация и методическая поддержки сайта виртуального сообщества преподавателей робототехники республики Марий Эл.

Конкур грантов проводился на основе распоряжения Президента Российской Федерации от 2 марта 2011 года №127-рп «Об обеспечении в 2010 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества».

Календарный план реализации проекта