О школе Обучение Наша жизнь Робототехника

Учителя открывают дверь. Входишь ты сам.

Ребенок и компьютер

Споры о приобретении ребенку компьютера позади. К тому же он заслужил его: подтянул учебу, неоднократно был отемечен в домашних делах. Какому родителю неприятно исполнить заветную мечту своего ребенка? Дальше начинается самое интересное. Для ребенка счастливые минуты компьютерных игр, для родителей серьезные сомнения в полезности этих увлечений.

Почва для таких сомнений кроется в самой природе компьютерных игр, слишком притягательной, чтобы не бояться этого. Они затрагивают желания, фантазии и страхи, таящиеся в каждой человеческой душе. Любой жанр компьютерной игры отражает глубинные импульсы человеческой жизни, имеющие вековую историю. Например, игры с перестрелками как бы тренируют инстинкт выживания, игры-головоломки удовлетворяют потребность в упорядоченной реальности, логической обоснованности окружающего. Игры с супергероями отвечают потребности в могуществе, всесилии, подкрепляют желание контролировать ситуацию, управлять ею. Компьютерные игры притягивают и детей и взрослых, так как дают возможность проработать свои неосознаваемые потребности и желания. В этой ситуации возможны два варианта развития событий. Первый – созидательное творчество в области информационных технологий, с возможностью максимального развития, второй — чрезмерное увлечение компьютерами, переходящее в компьютерную зависимость.

Компьютерная зависимость проявляется как болезненное увлечение компьютером, наедине с которым человек проживает наиболее яркую часть своей жизни, ощущая себя в реальности дискомфортно, нарушаются психические механизмы восприятия мира. Вред психическому и физическому здоровью очевиден: дети, увлекающиеся компьютерными играми, часто страдают аутизмом, у них развивается агрессия, различные страхи и фобии; страдает зрение, опорно-двигательный аппарат. Педагогические проблемы для родителей менее очевидны, часто их наличие не связывается с компьютерными увлечениями. И напрасно, многолетний опыт работы показывает, что у детей, буздумно увлеченных компьютерными играми падает уровень текстового мышления, т.е. умение адекватно воспринимать, воспроизводить, интерпретировать разнообразные тексты, или создавать собственные, отсюда проблемы с учебной деятельностью. В этом случае компьютер выступает имитатором развития, ребенку кажется, что он с каждым новым уровнем компьютерной игры становится умнее, лучше, более развитым, хотя в реальности, его мыслительная деятельность тормозится потреблением готовых информационных продуктов. Формирование способов учебной деятельности остается в зародышевом состоянии, не говоря о способности к самоорганизации.

По данным статистики основной группой риска для развития компьютерной зависимости являются подростки в возрасте от 10 до 18 лет. Хотя причины прогрессирования этого заболевания относятся к более раннему – младшему школьному возрасту. В этот период в силу возрастных особенностей психика ребенка характеризуется нестабильностью, происходит смена основного вида деятельности: игра сменяется учебой. Именно на этом этапе важно показать возможности компьютера в новых для ребенка видах деятельности: работа с текстовой, числовой, графической информацией, извлечение и структурирование знаний, создание информационных объектов. Сильнейшая мотивация (я работаю на компьютере как взрослый), будет основой для формирования конструктивного отношения ребенка к компьютеру, что закладывает основы информационной культуры – естественное противоядие от компьютерной мании в подростковом возрасте.

Созидательное творчество в области информационных технологий. Диапазон возможностей компьютера в этой области огромен: творческие интерактивные среды, всевозможные развивающие игры, обучающие программы (например, мультимедийные лаборатории по общеобразовательным предметам), программируемые роботы и много другое. Эффективно с высоким уровнем мотивации у ребенка формируются основы теоретического мышления, умение быстро воспринимать и обрабатывать большие объемы информации, овладение современными средствами, методами и технологией работы со знаниями. Все это формирует информационную культуру – необходимый элемент образования современного человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется не только в конкретных навыках по использованию технических устройств и программного обеспечения, но и в умении извлекать информацию из различных источников, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать.

Конечно, эффективность организации творческой работы ребенка за компьютером во многом зависит от возможностей родителей (проблема свободного времени, знание обучающих цифровых продуктов, умение методически верно их использовать). Возможно, если ваш ребенок серьезно увлечен цифровыми технологиями стоит задуматься о соответствующем дополнительном образовании в этой области. Время, проведенное в компьютерной школе под руководством профессионалов, поможет вашему ребенку не только приобрести знания по предмету, но будет мощным толчком для развития его способностей. Если ваш ребенок любит петь и при этом громко аккомпанирует себе на барабане, вряд ли продвинутый родитель станет отбирать у него барабан. Он отведет ребенка в музыкальную школу. Так может быть и в случае с компьютерами стоит дать возможность нашим детям реализовать себя, направляя их в правильное русло?

Компьютер — современная форма грамотности и важнейшее средство коммуникаций. Это будущее, отгораживать от которого детей ни в коем случае нельзя. Наша задача – придать увлечению разумную и полезную форму.

Пятницкая Н.Н.
к.п.н.
директор компьютерной школы «ИнфоСфера»